Веру в Бога надо воспитывать с детства

12.02.2018

В обществе продолжается дискуссия об инициативе Церкви и Минобразования — распространении модуля Основы православной культуры на весь период обучения в школе с 1 по 11 классы.
Преподаватель Русского православного университета Андрей Солодков, ранее преподававший в школе курс ОПК, рассказал, что дети живо интересуются этим предметом и задают учителям глубокие мировоззренческие вопросы.
«Вопросы совершенно разные, бывают неожиданные. Больше всего дети спрашивают о смерти. Мол, у меня умерла бабушка, а у меня умер дедушка… Представление о смерти искажено веком атеизма. Атеисты сказали, мол, человек умер, лопух на могиле вырос, и всё на этом закончилось. Мы же говорим о том, что душа живёт, и есть учение о том, что происходит с ней после смерти», — поделился преподаватель.
Упомянул педагог и о глубоком смысле курса в плане создания цельного мировосприятия у формирующейся личности: «Я хочу объяснить, что побудило Лермонтова написать стихотворение «Пророк»: «С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка». Это житие преподобного Макария Великого в другом изложении. У Пушкина, например, воспитание было православное, это отражено во многих его стихах и поэмах. Достоевского невозможно понять, если человек не понимает, в чём основа православия: ни «Братьев Карамазовых», ни «Инквизитора».
У меня есть знакомый друг, прокурор, и, когда у него возникают какие-то вопросы, он приходит, и мы с ним смотрим книги, как решались прецеденты, есть такое понятие в юриспруденции. И чаще всего обращаемся к Библии, «Исходу», «Второзаконию» и смотрим. Он удивляется: как же так, те законы, которые есть, а ссылок на то, что они взяты оттуда, нет. Многие законы, принципы, правила поведения взяты из Священного Писания. Это мы просто думаем, что мы их придумали, но на самом деле они были и есть».У меня есть друг, он преподаёт в институте философию. Он говорит: чтобы удалить безграмотность, религиозное дичание, чтобы показать ход истории, половину времени приходится уделять объяснению, что такое инквизиция, почему прошёл раскол в 54-м году, что такое реформация, кто такие были баптисты в центре Европы, что было связано с крестьянской войной — приходится фактически преподавать основы религии.
Андрей Солодков рассказал и о диспуте на тему ненужности введения ОПК в школах — насколько нелогичны и непоследовательны противники инициативы: «Я всегда задаю один вопрос: верующий человек — это хорошо? Некоторые отвечают: да. У человека есть какие-то принципы, моральные качества. Тогда если хорошо, тогда надо ввести закон Божий в школу и детский сад? Нет, говорят. Спрашиваю, почему? Вырастет — сам разберётся. Тогда непонятно. Где логика? Надо воспитывать с детства, чтобы быть верующим, а потом говорят, что этого не надо делать».Андрей Солодков высказался о том, что такое любовь: « В православном понимании любовь —  это любовь всегда жертвенная, потому что Христос показал православному человеку свою жертвенную любовь на кресте, отдал жизнь. Как сказано в Священном Писании: «Нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя».
Душа — это не только пойти и умереть на войне. Но в православном понимании есть такое учение, как православная антропология. В православном понимании душа трёхсоставна: ум, чувства и воля. Человек должен всегда думать о другом, чувствовать другого человека, стараться ему помочь, угодить. Положить, в общем-то, свою жизнь.
Это не сочетается совершенно с современной пропагандой потребления — скорее это прямая противоположность. О чём говорят сегодня: бери от жизни всё, не дай себе засохнуть. Православие говорит наоборот: отдай всё, что у тебя есть, ради того, чтобы помочь человеку.
Заповедь звучит так: «Полюби ближнего твоего, как самого себя». А мир сегодня живёт своим мировоззрением: раздави ближнего своего, согласно теории эволюции, что выживает сильнейший, иначе ближний раздавит тебя. Привить в основах православной культуры, как человеку поступить в той или иной ситуации, которая у него складывается, человек с православным мировоззрением всегда подумает: а как поступил бы Христос».
Я очень сожалею, что в школе не изучаются «Жития святых». Это целая история, целый пласт исторический, как жить по заповедям Христа. Из настоящего тоже, всё это есть. Рассказ О`Генри о том, как девушка состригает свои волосы, чтобы подарить цепочку для часов своему мужу, а муж продаёт часы, чтобы подарить ей гребень. Разве это не сюжет, не образ, не христианство? А сказки Ганса Кристиана Андерсена и истории различные? Тот же Диккенс и другие христианские авторы, тот же Пушкин — множество сюжетов и образов, которые можно найти, чтобы привить такие ценности и нравственное состояние человеческой душе».
Андрей Солодков о сущности Бога через наши дела и поступки, и почему столько зла в мире: «Часто спрашивают о том, как в первом классе преподаватель может рассказать ребёнку о том, что не видно, не слышно, но существует? Как ему сущность Бога объяснить? С этого не надо начинать. Сущность Бога объясняется в наших делах и поступках.
Ребёнок и взрослый задаются вопросом: если Бог есть, почему столько зла на планете? Почему зло в нас? У меня есть целая лекция на эту тему на pravoslavie.ru. Эта тема очень важная и идёт у меня второй по счёту, когда я преподаю основы православной культуры. В первой я говорю о том, что Бог — творец, промыслитель этого мира, а во второй о том, что Бог не творил это зло, и рассказываю о тайне происхождения зла как такового.
Все базовые нравственные основы заложены в религии, просто делается некоторый синкретизм религиозных нравственных основ и выдаётся за что-то якобы новое. Но всё новое — это хорошо забытое старое, ничего нет нового под солнцем. Те или другие политические системы, идеологии, которые есть, так или иначе всё равно будут своими корнями уходить в религиозную составляющую. А то, что век золотого тельца удаляет человека от Бога, об этом сказано в Евангелии. Невозможно служить Богу и Мамоне».
Андрей Солодков о незабываемой поездке на гору Афон: «Недавно я был на горе Афон. У нас была небольшая группа, мы встретились с одним афонским монахом. Он нам рассказывал о монастыре, как там был Путин. Кстати, монахи Путина посадили на тот трон, где сидел Николай II последний раз. Когда хотели посадить греческого премьера, его туда не допустили, монахи сказали ему на клиросе посидеть. А Путина посадили на трон — дали ему понять, Россия как таковая может быть.
Этот монах сказал нам, что Бог с нами разговаривает обстоятельствами жизни. Не надо думать, что нам нужно объяснять, что это что-то невидимое, что Бог — мистическая, эзотерическая тайна. Нет.
У апостола Павла есть такие слова, он в послании к римлянам говорит: «Мы смотрим на творение, и Закон Божий видим, рассматривая творения. Так что люди, которые видят их и не верят в Бога, они безответны».

Полное интервью Андрея Солодкова для life.ru можно прочесть здесь.

 

 

 

 

Поделиться в соцсетях:

Поиск

Икона дня

Календарь

Мы в ВКонтакте

Мы в Facebook

Архив новостей

Яндекс.Метрика
Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30