«История наказывает за незнание уроков»

03.12.2018

30 ноября 2018 года в Поволжском православном институте состоялся круглый стол «Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации: проблемы и формы реализации».
Это проект, направленный на повышение качества исторического образования в средней школе.
Историко-культурный стандарт — это образовательный стандарт, включающий:
— перечень обязательных для изучения тем, понятий, терминов, событий и персоналий;
-основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе;
— принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.
Несмотря на то, что этот документ был принят еще в 2013 году, далеко не все педагоги с ним ознакомились. И как результат – невыполнение требований образовательного стандарта, утвержденного Президентом России Владимиром Путиным.
Протоирей Димитрий Лескин, ректор Поволжского православного института, в своем выступлении отметил: «Не могу не сопереживать тому, что историческое наследие, историческое содержание нашей школы, нашей системы образования были на высоте. Здесь реальный мост, реальный предмет соработничества между высшей и средней школой».
Участники круглого стола — ведущие историки Самарской области, представители областного министерства образования, духовенство, учителя Тольятти, студенты исторических факультетов. На своем практическом опыте они показали пути решения и методики преподавания исторической науки в школах и вузах.
Эксперты круглого стола обсудили необходимость перехода от политико-центрической к личностно ориентированной системе преподавания истории. При этом открытым остается вопрос о взаимосвязи и синхронизации Всемирной и Отечественной истории.
Кроме того, введение историко-культурного стандарта требует разработки принципов «горизонтального» рассмотрения деятельности исторической личности в контексте общемировых процессов.
Как отметили эксперты, степень реального взаимодействия с учителями не столь сильна, как хотелось бы. И причина довольно конкретно обозначена Президентом Владимиром Путиным, в рассказанном им анекдоте про 1,5 учительских ставки.
Есть другая проблема: неоднозначность выбора тем, персоналий и событий, взятых для изучения, что создает своеобразный «перекос» в пользу одних тем и в ущерб другим. Например, изучение духовной жизни ХХ века предполагает большое внимание изучению деятельности ученых, писателей, кинематографистов, художников, композиторов, диссидентов, но абсолютно ничего не упоминает о деятельности и подвиге представителей Русской Церкви, живших в условиях сильнейших гонений.
Или предполагаемый разговор о национальном многообразии России почти полностью (за исключением первых веков истории) выводит за скобки упоминание о «русской нации». Эта же проблема касается выбора предлагаемых к изучению терминов и понятий.
Одним из ключевых в историко-культурном стандарте является тезис о том, что «для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень сквозных исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной». При этом в самом проекте нет указаний на принцип отбора «сквозных» тем, требований к перераспределению учебного материла и нагрузки за счет региональной истории.


Также на круглом столе выступили:
Ирина Кочукина, рук. Тольяттинского управления министерства образования и науки Самарской области.
Петр Кабытов, д.ист.н., профессор, первый проректор, зав. кафедрой Российской истории Самарского университета.
Александр Репинецкий, д.ист.наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ.
Тимофей Житенев, к. ист.наук, доцент, зав. кафедрой теологии, философии, истории ППИ.
Владимир Введенский, учитель истории МБУ «Гимназия № 48», председатель методческого объединения учителей истории и обществознания.
Больше двух часов эксперты вместе с участниками обсуждали проблемы исторического образования. После плодотворного обсуждения по итогам круглого стола была принята резолюция.

По информации Службы по связям с общественностью ППИ
Поделиться в соцсетях:

Поиск

Икона дня

Календарь

Мы в ВКонтакте

Мы в Facebook

Архив новостей

Яндекс.Метрика
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31