Мертвая и Живая вода

16.05.2017

Евангельское чтение этого воскресного дня было посвящено богословской беседе Спасителя с самарянкой. Тема беседы – живая вода, вкусив которую, человек не узнает, что такое жажда. О какой воде ведёт речь Спаситель в этой беседе?
Беседа эта аллегорическая и иносказательная. Символика воды в разных религиозных практиках глубока и многообразна. Вода губит человека в потопе, вода переносит его душу в царство Аида, но она же и очищает, омывает и преображает человека в разных религиозных культах и мистериях. Как символ жизни и смерти она присутствует во многих религиях, и не только в них. Остановимся на двух аспектах – это мёртвая и живая вода.
«Господи, помоги мне умереть, чтобы не умереть, умирая».
Это всё абсолютно непонятно людям, далеким от живой и практической веры во Христа, но понятно тем, для кого православная вера – главное содержание и смысл жизни. Православный человек в своей жизни проходит два этапа. Сначала он должен заживо умереть, для того чтобы потом замертво ожить.
Чтобы понять, о чем здесь идет речь, нам нужно расставить некоторые лексические акценты и дать правильные определения словам «жизнь» и «смерть».
«Человек создан жаждущим. Но то, что предлагает ему мир, не утоляет этой жажды».
Многое из того, что принято в миру называть «жизнью», Евангелие определяет как «смерть». Человек создан жаждущим — его душа ищет воду, которая могла бы дать ему полноту счастья и радости. Но то, что предлагает ему мир, не насыщает человека, и, что хуже всего, превращает в животное – проще говоря, оскотинивает.
Мир предлагает нам в качестве суррогата счастья то, что называется гедонизмом. В качестве «счастьезаменителя» предлагаются: удовольствия, роскошь, деньги, успех, известность и т.п. Миру не нужны люди, которые знают свое вечное имя, которые помнят о своем человеческом достоинстве. Ему нужно окончательно выбить из нас всё человеческое и превратить в ходячую «двуногую человечину».
В этом и заключается цель мира демонического – превратить нас из богоносцев в трупоносцев. Рано или поздно иллюзия сладкого Диснейленда, конечно же, пройдет, и человек, оставаясь наедине с болезнью, смертью, умиранием и кладбищем, поймет, что мир его подло обманывал, но будет уже поздно.
Для того чтобы не прожить жизнь впустую, бессмысленно и в прямом смысле этого слова убийственно, человек должен умереть для мира, в котором, по слову Иоанна Богослова, живут «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская». Это и есть та «мертвая вода», которую мы должны выпить перед тем, как обратить свой взор к живой.
Христос ждет от нас перезагрузки. Это и есть покаяние (греч. μετάνοια, «перемена ума», «переосмысление»). Нужно сделать «апгрейд» души, ума и сердца, в результате которого полностью изменятся наши жизненные ценности, приоритеты и установки. И только после этого можно искать Живую воду. До этого мы не сможем ощутить ее вкуса.
Эта вода есть благодать Духа Святаго, которая дает человеку непреходящее счастье в динамике его вечного интенсивного роста. Это счастье истинное и настоящее, потому что оно не ограничено рамками земной жизни.
В нашем языке нет слов, которые могли бы выразить внутреннее состояние, в котором жили и живут святые. Апостол Павел пишет о том, что «ухо не слышало, око не видело и на ум не приходило человеку то, что Бог приготовил для любящих Его».
Те, кто хотя бы немного пригубил эту Живую воду, полностью меняют модус своего существования. Они становятся богоносцами – людьми чести, достоинства, благородства. Их сердца наполняются невыразимой радостью и веселием.
Благодать начинает зримо и ощутимо жить в них и руководить ими. В этом суть и смысл той Живой воды, которую предложил нам найти в колодце Своего сердца Спаситель в беседе с самарянкой.

По информации https://pravoslavie.fm/
Автор- протоиерей Игорь Рябко
Поделиться в соцсетях:

Поиск

Икона дня

Календарь

Мы в ВКонтакте

Мы в Facebook

Архив новостей

Яндекс.Метрика
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930