Путь паломника: монастырь Святого Креста в Иерусалиме

29.09.2018

Святая Земля столетиями манит к себе исповедующих христианство. Пребывание в Палестине издавна расценивалось как особая благодать и милость Божия, лучшая награда, которую мог получить христианин за свои деяния во славу Господа.
Монастырь Святого Креста – мужской монастырь Иерусалимской Православной Церкви, расположенный в Иерусалиме (Израиль). Согласно старинному преданию, на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.
Монастырь Святого Креста находится в части Иерусалима, которая называется Новым городом — в небольшой долине Креста. По внешнему виду напоминает обители Афона.
Очень часто от паломников, посетивших обитель Святого Креста, можно слышать, что она похожа на крепость. И это действительно так: выложенные из крупных блоков стены, которые подпирают исполинские контрфорсы, кажутся непробиваемыми, а небольшие окна еще больше усиливают впечатление военной мощи.
Совсем по-крепостному выглядит и единственный вход —  в монастырь можно пройти только через низкие и узкие ворота, сделанные в стене таким образом, чтобы во время осады затруднить проникновение неприятеля. За ними располагается монастырский двор, на который выходят кельи монахов, комнаты для гостей, магазин сувениров и другие постройки. В нижних помещениях обители ныне находится монастырский музей. На втором этаже располагаются старинные: хлебопекарня, кухня и трапезная.
Архитектурной доминантой обители является барочного вида колокольня, завершенная в 1850-е годы. Имеющаяся в конце первого двора калитка ведет во второй дворик. Именно оттуда можно попасть в Соборный храм обители — «жемчужину» монастыря.

Маленькие врата большой обители

Вид монастыря Святого Креста

И хотя ни точное время строительства монастыря, ни имя его создателя неизвестны, обстоятельства основания обители именно здесь, в долине Креста, воздух которой в зимние месяцы наполнялся журчанием веселого ручья Рехавия, кажутся вполне очевидными. По преданию, именно тут произросло дерево, которому было суждено стать величайшей святыней для христиан, – Древо Креста Господня.
Вариантов легенд, объясняющих произрастание его в этом месте, множество. Среди причастных к появлению Древа упоминаются: и первый человек Адам, и патриарх Авраам, и законоучитель Моисей, и праведный Лот.
Одно из преданий рассказывает, что Адам всю свою жизнь хранил ветку с Древа познания, через которую в него вошел грех, и, умирая, положил ее себе в рот. Дети скончавшегося Адама, будто бы, тщетно пытались вытащить из его рта ветку, но не смогли. Первый человек так и был похоронен вместе с ней. Оказавшись в земле, эта ветка начала расти и,, в конце концов, выросла в большое дерево, вобравшее в себя череп Адама. Именно из этого дерева и был впоследствии сделан Крест, на котором распяли Христа, и капли Его крови оросили древесину, просочившись до заключенной в нее головы праотца, и искупив его первородный грех.
В данной истории сокрыт глубокий внутренний смысл: Древо познания, которое погубило Адама первого, послужило ко спасению через Распятие на нем Нового Адама, то есть Христа, впоследствии Своей божественной силой Воскресшего из мертвых.
Согласно другому преданию, когда Аврааму в Мамвре явился Бог в виде трех ангелов, то они перед уходом оставили ему три своих посоха. Их и отдал Авраам Лоту после его грехопадения, велев посадить в окрестностях Иерусалима и поливать водой из Иордана. Лот, стремясь искупить свой грех, выполнил поручение Авраама – посадил посохи в долине, сам носил воду из реки, боролся с сатаной, искушавшим его через помыслы. Посохи проросли и выросли в триединое дерево пинию-кирис-кедр, послужившее основанием для создания Животворящего Креста Спасителя.
На иконе при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами и поливающий его Лот (три древа, сосна, кипарис и кедр срослись в одно — в единый ствол с тремя делениями наверху – триединое дерево).

Икона монастыря - Праведный Лот поливает Древо Креста Господня

На этом месте росло Древо Креста
Достоянием обители Святого Креста являются ее настенные изображения. Монастырь расписывался неоднократно. Древнейшие фрески, которые, несмотря на все невзгоды, сохранились до нашего времени, относятся к концу XII – началу XIII веков.

Интерьер собора «Души праведных в руке Божией»
Большинство уцелевших фресок было основательно поновлено или даже впервые написано в 1643/1644 году. О времени этой росписи сообщает двуязычная – греческая и грузинская – надпись, расположенная на каменной балке входного проема в церковь монастыря. Из текстов надписи можно узнать, что инициатором и главным жертвователем росписи был Леон Дадиани, руководил работами настоятель обители Никифор, а непосредственно трудились над фресками иеромонахи Моисей, Григорий и иеродиакон Герасим. Тексты надписи вписаны в свитки, между которыми изображены Богоматерь с Младенцем, помещенные в медальон.
Под медальоном расположена любопытная композиция – Рука Господня, держащая на ладони десять человеческих голов. Смысл этой композиции раскрывается соседним изображением на правой стороне входного проема, где помещена фигура царя Соломона. Он держит свиток с цитатой из книги Премудрости Соломона: «Души праведных в руке Божией».
На левой стороне входного проема помещено изображение монаха с завязанными глазами, одетого в мирские одежды, препоясанного веревкой и босого. В обеих руках монах держит зажженные свечи, а за его спиной – возвышается крест. Изображению сопутствуют надписи: греческая («Мир распят в Меня, и Я в мир») и грузинская («Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи»).
Престольный праздник монастыря Святого Креста в Иерусалиме — Воздвижение Животворящего Креста Господня – 27 сентября.

Подробнее смотрите по ссылке http://www.stsl.ru/news/all/monastyr-svyatogo-kresta-v-ierusalime
Поделиться в соцсетях:

Поиск

Икона дня

Календарь

Мы в ВКонтакте

Мы в Facebook

Архив новостей

Яндекс.Метрика
Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031