Пасхальная радость ликующих сердец

09.10.2018

Есть осенью, когда всё вокруг становится золотым, день, в который верующему сердцу можно насладиться пасхальным богослужением — 26 сентября, в праздник Обновления храма Господня в Иерусалиме, еще он называется Воскресение словущее. В этот день Свято-Воскресенский мужской монастырь празднует престольный праздник своего первого, основного храма в честь Воскресения Христова, который был освящен 21 год назад, и от которого получил название и монастырь — Свято-Воскресенский.
Самому зданию храма уже более 100 лет, и раньше оно было одним из зданий земской больницы. Раньше здесь лечили тела, а теперь здесь лечат души. Храм очень скромный, но намоленный — братия ежедневно совершает здесь утренние и вечерние монашеские правила, ежедневно совершается божественная служба, приносится Бескровная Жертва, принимаются исповеди.
В день престольного праздника богослужение совершалось Пасхальным чином с крестным ходом под колокольный звон вокруг храма с чтением пасхальных Евангелий и пением пасхальных стихир. Для гостей была приготовлена пасхальная трапеза. На праздник в монастырь приехало много священников, чтобы разделить нашу духовную пасхальную радость.
Воспоминая это величайшее в истории человечества событие, стены обители среди осени оглашаются ликующим возгласом: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!», заставляя трепетать от радости православные сердца — нет, не забыта Великая Жертва и Великое милосердие Бога!
Следующим днём совершалась служба Кресту – праздник Обновления храма Господня в Иерусалиме неразрывно связан с праздником Воздвижения Креста Господня. Этот день – продолжение празднования обновления христианской веры. Вечером 26 сентября был совершен чин Воздвижения Креста Господня. Воздвигнутый Крест даёт нам всем надежду на воскресение. Христос воскрес и мы воскреснем!

История праздника Воскресения словущего такова:

После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2). Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.

Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В полноте благоговейной радости и духовного умиления царица и все бывшие с ней воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Макарий, став на высоком месте, поднимал — воздвизал св. Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).

Храм Воскресения (Анастасис) строился 10 лет и стал главным храмом христианского мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие cвятые места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением. Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13/26 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.
На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим.

И положили христиане: праздновать ежегодно величайшее событие христианской жизни – очищение Святая Святых от идолов и капищ. Положили отныне считать храм Анастасис (Воскресения) – матерью всех православных церквей и по всей вселенной праздновать всем христианам день 13 \ 26 сентября нового стиля, день, когда воскресла былая слава, былая память о Великом Воскресении Христа: Воскресение Словущее. Т.е. слывёт отныне, доселе слава о самом великом и самом значимом событии в истории человечества. А на следующий день, 14 сентября или 27 сентября по новому стилю было положено продолжить праздник – отслужить службу Воздвижению Креста Господня, как продолжение празднования обновления христианской веры.

Поделиться в соцсетях:

Поиск

Икона дня

Календарь

Мы в ВКонтакте

Мы в Facebook

Архив новостей

Яндекс.Метрика
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031