Разрушение и затопление церквей г. Ставрополя (1955 г. )

В связи с образованием Куйбышевского водохранилища, город Ставрополь попадал в зону затопления и поэтому должен был быть перенесен на новое место. В 1955 году, когда завершали подготов¬ку ложа под затопление, их приказали ра-зобрать. Но кладка Троицкого собора была настолько прочная, что кирпич крошился, а швы не разбивались. Несколько месяцев разбирали, потом пустили в ход взрывчатку. Успенскую церковь также разобрали. После того, как с таким трудом разобрали летнюю церковь, т.е. собственно Троицкий собор, зимнюю, устроенную в колокольне, взорвали.

Строительство Богородично-Казанского молитвенного дома

Перед затоплением Ставрополя местные власти, уступая просьбам церковной общины Троицкого собора, выделили участочек земли под строительство молитвенного дома. Его собрали из 2-х обычных срубовых домов, перенесённых из затопляемой зоны и освятили 14 февраля 1955 года во имя Казанской иконы Божией Матери. Его настоятель протоиерей Георгий Никитин постарался спасти и перенести из прежнего храма все, что было возможно: богослужебные предметы, иконы, церковную утварь. В таком небольшом помещении верующим было тесно, так как в воскресные дни его посещало до 300 человек, в церковные праздники эта цифра удваивалась и даже утраивалась, на Пасху в церковь приходило до 3000 верующих. В 60-70-е гг. церковь посещали в будние дни от 20 до 50 человек, в 1984 году более 200. В праздники войти в церковь было практически невозможно.

Молитвенный дом в честь Казанской иконы Божией Матери в 1955-1968 гг.

Молитвенный дом в честь Казанской иконы Божией Матери в 1955-1968 гг.

Внутренний вид Богородично-Казанского молитвенного дома до 1985 г.

Внутренний вид Богородично-Казанского молитвенного дома до 1985 г.

В 1960 году настоятелем Богородично-Казанской церкви стал протоиерей Виктор Утехин. Кроме него, в церкви служил ещё один священник и псаломщик, в церковном хоре пело 18 человек, всего в церкви работало 29 человек. Иногда ставропольские священники должны были выезжать в близлежащие сёла, где не было церквей, чтобы совершить церковные требы, напутствовать в последний раз Святым причастием безнадёжно больных людей. В 1968 г. была возведена каменная колокольня, и Богородично-Казанский молитвенный дом внешне стал похож на церковь.

Молитвенный дом в честь Казанской иконы Божией Матери после реконструкции 1968 г.

Молитвенный дом в честь Казанской иконы Божией Матери после реконструкции 1968 г.

Вторая волна антирелигиозной пропаганды (60-70 годы ХХ века)

Начало 60-х годов ознаменовалось усилением антирелигиозной пропаганды в СССР. У ворот церковной ограды Богородично-Казанского молитвенного дома комсомольцы по воскресным и праздничным дням выставляли пост и останавливали подростков и матерей с детьми, не пропуская их на богослужение, отговаривали желающих совершить таинство крещения. Все это было составной частью антирелигиозной пропаганды, поддерживавшейся государством.

Церковная бухгалтерия в те годы была вынуждена сдавать в государственные органы сведения о крестинах, венчании, отпевании людей. Финансы церкви регулярно проверял горфинотдел. Духовенство облагалось высокими налогами, достигавшими 50% от зарплаты.

Икона дня

Календарь

Яндекс.Метрика