Перенесение и возведение Троицкого собора (1809-1842 гг.)

В последнюю четверть XVIII века Волга стала менять свое русло и весной все больше и больше устремлялась в Кунью Воложку, которая впадала в Волгу и на которой, собственно, и стоял город. Песчаный городской берег все больше подмывался весенними водами. Городские власти энергично укрепляли берег, забивая в него толстые сваи, но они не спасали положение. Берег вместе со сваями размывался, и это создавало угрозу городу. Было необходимо перенести часть городских строений на новое место, подальше от берега.

В 1809 году Троицкий собор вместе с зимней Андреевской и Рождественской церквами были разобраны и перевезены на новое место, на котором в 1813 году построили, а в 1815 году освятили новый Троицкий собор, вмещающий до 800 человек. Андреевскую и Рождественскую церкви закрыли, как излишние.

Троицкий собор (справа) и колокольня (слева) с Никольской церковью. Начало ХХ в. (Из фондов Тольяттинского краеведческого музея)

Троицкий собор (справа) и колокольня (слева) с Никольской церковью. Начало ХХ в. (Из фондов Тольяттинского краеведческого музея)

7 сентября 1824 года Ставрополь посетил император Александр I. Архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий спешно прислал из Симбирска священника «для наставления духовенства, как встречать государя, и что и как петь, и даже как звонить». Из окрестных сел собрали лучших священников и причетников. Все ставропольское население встречало государя на берегу Волги. Впереди с хлебом-солью стоял городской голова купец Тимофей Пантелеев. Приняв от него хлеб-соль, Александр направился в ставропольский собор, где его с крестом встретил протоиерей Матвей Леонтьевич Вознесенский, много лет прослуживший полковым священником в Уфимском мушкетерском полку. Протоиерей с гордостью показал императору новый Троицкий собор. После собора император Александр I направился осмотреть калмыцкое казачье войско.

Новый собор имел форму креста и был каменный, высотой 31 метр. Рядом с ним в 1842 году построили колокольню высотой 55 метров по проекту симбирского архитектора Лизогуба. В ней устроили теплую церковь во имя святителя и чудотворца Николая вместимостью до 1000 человек, где установили иконостас из походной церкви, некогда подаренной Петром Первым калмыцкому войску.

Никольская церковь. Начало ХХ века. (Из фондов Тольяттинского краеведческого музея)

Никольская церковь. Начало ХХ века. (Из фондов Тольяттинского краеведческого музея)

Дважды Троицкий храм подвергался сильнейшим пожарам. Первый раз − 27 августа 1851 года, а вторично − 25 января 1877 года, когда практически все выгорело. Несмотря на ужасные последствия пожаров, храм при помощи прихожан систематически благоустраивался, приобретая все лучший вид.

При Троицком соборе с 1897 года действовала школа, на ее содержание казна ежегодно выделяла 3750 рублей. Школа размещалась в собственном здании, в ней училось 135 девочек, 45 из которых проживали в общежитии. Библиотека школы состояла из 1250 книг.

Ставропольская женская гимназия. Начало ХХ в. (Из фондов Тольяттинского краеведческого музея)

Ставропольская женская гимназия. Начало ХХ в.
(Из фондов Тольяттинского краеведческого музея)

Помимо метрических книг, фиксировавших акты гражданского состояния жителей города и уезда, в Троицком соборе велась ежедневная летопись жизни города. Подобные церковные летописи составлялись в самых крупных храмах уезда. До нас исторические летописи Ставрополя не дошли, так как в 1918 году архивы церквей города были изъяты и уничтожены ОГПУ.

Святыни и священнослужители Троицкого собора г. Ставрополя.

Особо почитаемой иконой была икона Казанской Божией Матери. Эту икону написали для собора в 1750 году братья Кособрюховы, солдаты второго батальона Нижегородского пехотного полка, бывшего в то время частью Ставропольского гарнизона. В 1881 году отставной полковник А. Д. Сошальский подарил храму древнюю икону, которая, по преданию, хранилась в его семье около 300 лет.

В иконостасе собора находился золотой крест, внутри которого заключалась часть древа Креста Господня и части святых мощей: святого апостола Андрея Первозванного, бессребреников Космы и Дамиана, мученика Мардария, Варсонофия Казанского и Георгия Победоносца. Библиотека Троицкого собора насчитывала свыше 200 томов книг духовного содержания, а также церковную периодику.

Авторитет храма, отношение к нему общества во многом определяли его клирики. В дореволюционное время ставропольские священники заметно выделялись среди жителей своей образованностью, воспитанием, подвижничеством. Это прежде всего настоятели Троицкого собора, протоиереи: Андрей Иванович Чубовский, Даниил Иванович Кандалинский, Андрей Васильевич Первицкий, Михаил Иванович Усольский, Матвей Леонтьевич Вознесенский, Корнилий Алексеевич Ястребов, Арсений Васильевич Жданов, Иоанн Стефанович Помряскинский, Яков Филиппович Головцев, Н. Богоявленский и другие.

Из ставропольских священников Владимир Николаевич Троицкий и Виктор Иванович Введенский были потомственными почётными гражданами, Алексей Фёдорович Рождественский, его сын Иван Алексеевич Рождественский, а также Пётр Благовещенский получили звание личных почётных граждан. Иоанн Степанович Помряскинский избирался гласным Ставропольской городской Думы.
В первой трети XX века, собор был обнесен высокой металлической изгородью, за которой находились захоронения священнослужителей и именитых людей Ставрополя.

Успенский храм г. Ставрополя

Деревянная Успенская церковь была сооружена из дерева в 1744 году и тогда же освящена. В 20-х годах XIX века она сгорела во время пожара. На ее месте в 1827 году был на ул. Посадской, недалеко от набережной, на «красном» месте – высоком и людном, был возведен новый каменный храм, тоже Успенский. Деньги на его сооружение собрали прихожане. Успенская церковь могла вместить 1500 человек. Шириной она была 14 метров, а высотой – вместе с куполом и крестом – 23,5 метра.

Успенская церковь. Начало ХХ в.

Успенская церковь. Начало ХХ в.

Особым усердием в Успенском храме отличался церковный староста Василий Иванович Климушин, известный ставропольский купец и благотворитель, жертвовавший деньги на украшение храма и на приобретение церковной утвари.

В 1872 году при Успенском храме было открыто церковно-приходское попечительство, куда вошло 20 человек. Попечительством только в 1906 году было собрано 460 рублей, из них 410 рублей пошло на благотворительные цели.

Часовни г. Ставрополя (70-е годы XIX века)

При ставропольской больнице в конце 70-х годов XIX века была построена часовня для умерших. При ставропольской городской тюрьме существовал молитвенный дом, где по праздничным дням клириками Троицкого собора совершалось богослужение.

Рядом с Успенской церковью находился сиропитательный дом для взрослых имени Венедикта Семеновича Розлача, в нем располагалась часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Высочайшие визиты православного духовенства в г.Ставрополь (90-е годы XIX века)

С 1851 года, когда была образована Самарская губерния, в ней учредили самостоятельную архиерейскую кафедру. Она стала именоваться Самарской и Ставропольской. С этого времени визиты правящих архиереев в Ставрополь стали более частыми и регулярными.

Несколько раз посещал Ставрополь-на-Волге в бытность свою правящим архиереем Самарской епархии в 1891-1892 годах епископ Владимир (Богоявленский), позже причисленный к лику святых.

В июле 1894 года Ставрополь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908), протоиерей и настоятель Андреевского кафедрального собора в Кронштадте. Отец Иоанн обладал даром прозорливости, по его молитвам исцелялись сотни безнадежно больных людей.

Существует легенда о том, что после отслуженного в соборе молебна отец Иоанн беседовал с прихожанами. В разговоре кто-то из слушателей поинтересовался его мнением о Ставрополе. Иоанн Кронштадтский ответил: «Городок ваш хороший, но он будет затоплен водой». Такое предсказание так удивило ставропольчан, что оно передавалось из поколения в поколение.

Во время пребывания в Ставрополе отец Иоанн при¬нимал денеж¬ные пожертвования на благотворительные цели. На заседании городской Думы настоятель Троицкого храма протоиерей Н. Богоявленский доложил, что отец Иоанн Кронштадтский «пожертвовал всю образовавшуюся сумму от добровольных пожертвований на постройку в городе здания для женской церковно-приходской школы». От себя протоиерей предложил построенную школу назвать именем Иоанна Кронштадтского.

Городская Дума с благодарностью приняла подобный дар, но в выполнении пожелания отца Иоанна пошла дальше. У городской Думы имелись две тысячи рублей, выделенные правительством на постройку школьного здания. Сюда добавили пожертвованные отцом Иоанном средства, стали потом собирать еще деньги. Интеллигенция устраивала спектакли, сбор от которых перечислялся в фонд строительства гимназии. Обратились к властям Бузулука, Бугуруслана, Бугульмы, Чистополя, так как там строили аналогичные здания. В конце концов Городская Дума взяла кредит в пять тысяч рублей и 13 июля 1900 года торжественно заложила двухэтажное каменное здание женской прогимназии. Через год построили, но имя Иоанна Кронштадтского ей так и не присвоили. В советское время в здании бывшей женской гимназии располагалась школа N 1.

Таким образом, церковная жизнь в дореволюционном Ставрополе была насыщенной, по-своему интересной, в ней принимали участие, за малым исключением, почти все городские жители. Для ставропольчан, не знавших величественных монументов, музеев, домов и дворцов культуры, создающихся в наше время, собор был и местом для молитв, и местом для общения, и городским центром духовности и культуры.

Икона дня

Календарь

Яндекс.Метрика